О детской похвале. Как хвалить мальчика и девочку? Есть ли отличия?

Надо ли хвалить ребенка? Что за вопрос — конечно, надо. А как его хвалить? Ты мой молодец,ты моя умница, ты моя красавица, ты мой защитник…. Молодец, что получил пятёрку; умница, что вымыла посуду… Где-то так, да?

Есть в психологической литературе распространённое утверждение, что хвалить нужно не ребёнка в целом, а его конкретные поступки. Почему так?

В разных обществах в разное время существовали различные системы ценностей. Ребёнок рождается без каких-либо знаний о морали, долге, праве… И только мы, взрослые, рассказываем, что такое хорошо, и что такое плохо (в нашем представлении). То есть ребёнок, опираясь, на нашу оценку его действий, формирует свою шкалу хорошо-плохо. Поэтому, действительно, важно давать обратную связь о действиях ребёнка — молодец, помог сумку донести, так поступают мужчины. Спасибо, дочка, что помогла мне порезать овощи, мы с тобой вместе быстро приготовили ужин… Ты ударил мальчика, ему больно, так делать плохо, нельзя бить людей….

Когда мы говорим ребёнку, что он хорош и мы его любим просто так, просто за то, что он рядом, что он улыбается, что он есть…, мы формируем в нём чувство собственной ценности, значимости, то есть устойчивое положительное внутреннее Я.

Обо всём этом я читала в разных психологических книжках, как отечественных психологов так и зарубежных. Но вот недавно я узнала ещё один, не такой очевидный аспект вопроса похвалы. Гендерные различия. Есть ли разница в похвале мальчика и девочки?

На что мы, родители и общество, нацелеваем мальчика в будущем? Он кто в социальном плане? Достигатор, добытчик, карьерист (в смысле успешно делает карьеру). А девочка? Женская роль тоже может, конечно, идти по мужскому пути в плане достижения карьерных высот. Но девочка, все же, в первую очередь будущая мама, жена… Для того чтобы быть успешной мамой и женой, разумеется, нужны какие-то другие качества, нежели для построения успешной карьеры. Мужская психология ориентирована на результат. Есть задача, нужно найти оптимальное решение, без лишних эмоций, переживаний, нужно просто сделать. Женский подход другой. Женская натура процессуальная. Если мы сталкиваемся с какой-либо трудностью, нам в первую очередь важно её прожить — прочувствовать, обсудить, получить эмоциональную поддержку… А там, глядишь, и уже решение не столь важно 😉  Поэтому, очень часто, если женщина допускает ошибку, она думает: «Вот, дурёха!» (или что-либо подобное). А мужчина: «Какого дьявола?! Как отсюда выбраться?!»

Отсюда следуют и различия в похвале мальчиков и девочек. У девочки должно за детство сформироваться мнение о себе, как о мудрой Фее, умнице-разумнице, Василисе Прекрасной и Премудрой… То есть она должна быть уверена, что она умница-красавица не зависимо от того, что хорошего она сделала или какую ошибку допустила, в какую «лужу» угодила. Если дочка будет слышать, что он молодец, потому что убрала в комнате (приготовила вкусный тортик, супчик…), то формируется условная связь (как по Павлову, помните: звонок-слюна, даже если нет еды): чтобы меня считали хорошей девочкой, я должна мыть-стирать-убирать-готовить… Но разве в этом женская ценность?

Дочка, посиди со мной, мне так хорошо, когда ты рядом и улыбаешься мне. Поцелуй меня, родная, и мне станет радостнее! Вот такие слова слышать бы девочкам от своих отцов. Тогда бы девочка запоминала, что она вдохновляет этого большого сильного мужчину на подвиги, ради её смеха и поцелуя он готов ехать в дальние края за аленьким цветочком. Тогда и в будущем она будет вдохновлять мужа своим радостным настроем на его мужские подвиги в социуме.

А что же мальчики? Чтобы быть успешным в обществе, нужно уметь ставить задачи и их решать.  Поэтому похвала мальчика должна быть более конкретна. Хваля сына за результат (полученная пятёрка, вынесенный мусор, порядок на столе, призовое место в соревнованиях..), мы тем самым даём ему ориентир, как ему следует себя вести, чтобы его действия были признаны, чтобы его заметили.

Конечно, эти различия вызваны гендерной ролью мужчины и женщины в обществе. И если посмотреть в историю, то вряд ли мы отыщем другие традиционные социальные установки.